Монах Салафиил (инок Всеволод Филипьев) (inok) wrote,
Монах Салафиил (инок Всеволод Филипьев)
inok

Category:

ГОНЕНИЕ ЗА ВЕРУ: ТОЧКА ИЛИ ЗАПЯТАЯ?

*


"Сегодня в России, завтра - в Америке"
(Иеромонах Серафим Роуз)

Недавно в журнале "Православная Жизнь" (Джорданвилль, США) было
опубликовано жизнеописание новомученика Бориса Талантова, по
материалам собранным в свое время иеромонахом Серафимом (Роузом). Тот
факт, что новомученик Борис являлся чадом Русской Православной Церкви
(МП), но был причислен к лику святых Русской Зарубежной Церковью в
сонме Новомучеников в 1981 г., говорит о том, что и в годы "железного занавеса" Русское Православие было едино в лице своих мучеников и исповедников.
Новомученик Борис принял исповедническую кончину в советских застенках
в 1971 году. В те годы были и другие исповедники Православия, но
судьбы их сложились по разному - кого-то выдворили из страны, чья-то судьба по сей день сокрыта от нас, кого-то жестоко сломили или подвергли изощренному духовному надругательству (вспомним, через что проходил приснопамятный отец Димитрий Дудко).
В после-перестроечный период появились новые смелые исповедники
Православия, как, например, уже почивший владыка Иоанн (Снычев) или
ныне здравствующий иеросхимонах Рафаил (Берестов). Слава Богу, до сего
дня на подобных исповедников не было прямых гонений со стороны
светской или церковной власти.  Но вот теперь реально встал вопрос,
последует ли за именем Бориса Талантова "точка" или через "запятую"
в списке гонимых появится новое имя.
Как известно, вышло в свет "Обращение" епископа Диомида (РПЦ-МП), в
котором он касается ряда отступлений от чистоты православного вероучения.
Мы не будем затрагивать сейчас  всего содержания "Обращения", но отметим,
что тезисы "Обращения" об экуменизме и сергианстве бесспорно выражают
традиционную позицию Русской Зарубежной Церкви. Это убедило многих чад
РПЦЗ, что в среде епископата Русской Православной Церкви (МП) есть единомысленные нам архипастыри, которые обладают достаточным мужеством, чтобы возвысить свой голос... Таким образом, владыка Диомид сослужил добрую
службу процессу взаимоузнавания между православными России и зарубежья. Тем более, что владыка не  "от себя" говорил, а в значительной степени выражал взгляды большей части церковного народа России. Вот почему это "Обращение" и возимело такое сильное действие на многих верующих, давно ожидавших подобного решительного поступка со  стороны своего священноначалия. Этим же объясняется и незамедлительная резко-негативная реакция в среде официальных представителей РПЦ (МП): в частности было заявлено, что за епископом Диомидом "могут стоять другие люди" и, что "Обращение" будет "разбираться" Синодом РПЦ (МП). Не исключено, что епископа Диомида будут принуждать "покаяться" и подтвердить, уже подсказанную ему версию, будто "не он виноват, а другие люди". Если же епископ останется тверд, то возможно будет наказан.
А что собственно произошло? Что вызвало такое возмущение? Всего лишь
то, что архиерей позволил себе искренне высказаться о давно наболевшем. Мы
не утверждаем, что епископ Диомид безошибочен в каждом суждении, но
он явно не теплохладен, скорбит о состоянии Русского Православия и
предлагает соборный путь преодоления болезней... Или у нас скорбеть не
о чем и исцелять нечего?
Лучшей помощью сейчас  епископу Диомиду будет молитва ко Господу. Ну, а
как еще помочь, каждый может решить по совести...
И еще. Не так давно нами было написано предисловие к материалам о новомученике Борисе Талантове. Оказалось, что написанное перекликается с происходящим теперь. Ниже этот текст.

...В годы, когда в СССР пионеры и комсомольцы маршировали по Красной площади, ученые "научно" доказывали отсутствие Бога, советские спортсмены посвящали свои достижения коммунистической партии, а государство все более наращивало военную мощь, были удивительные искренние и отважные люди, не боявшиеся идти против течения и возвышать голос в защиту гонимой православной веры! За это, правда, зачастую приходилось расплачиваться жизнью... Но сегодня таких людей мы почитаем как новомучеников и знаем, что их пример до конца будет указывать жизненный путь христианам.
В 1982 г. Братством преп. Германа Аляскинского в Америке была издана на английском языке книга "Святые русских катакомб. Жития Новомучеников". Эта книга - плод трудов приснопамятного иером. Серафима (Роуза). За основу книги он взял материалы И. М. Андреевского, преподавателя Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле. Однако, о. Серафим включил новые, написанные им самим материалы о современных исповедниках. В частности, жизнеописание Бориса Талантова и предисловие к двум исповедническим документам Талантова написаны о. Серафимом. Эти материалы, написанные и подготовленные о. Серафимом, и составляют основу нынешней публикации...
На первой странице книги "Святые русских катакомб" иером. Серафим написал знаменательное посвящение: "Эта книга посвящается Христианским Мученикам. Сегодня в России, завтра - в Америке". На первый взгляд такое посвящение может показаться надуманным: ну, какие мученики в наше время всеобщего "мира, безопасности и благоденствия"? Да еще в Америке! Какие теперь могут быть мученики в Америке, когда и в России уже царствуют "мир, безопасность и благоденствие"?
Однако, приглядевшись, с горечью замечаем, как редки стали ныне люди, подобные описанным в этой книге мученикам, таким, в частности, как Борис Талантов, и насколько обычным и общепринятым стал тип "верующего христианина", как две капли воды похожего на описываемых здесь чиновников, своекорыстных приспособленцев, с исключительно шкурническими интересами, абсолютно равнодушных к человеческим страданиям. "Выходят из обихода" люди, подобные свят. Иоанну (Максимовичу), о. Серафиму (Роузу), Борису Талантову, Иосифу Муньосу и т.п., и катастрофически меняется нравственный облик православного христианина: вместо любви и сочувствия к ближнему - зависть, недоброжелательность, злорадство; вместо открытого, дружеского, братского отношения ко всем людям - интриги, сплетни, клеветы, деление на "своих" и "чужих", с безжалостным устранением "чужих"; вместо искреннего и безстрашного - даже до мученичества - исповедания своих идеалов, своей веры - хамелеоновское приспособленчество, мировоззрения меняются, как перчатки. И вот мы уже с ужасом замечаем, как изменяется наше собственное внутреннее духовное устроение, насколько далеко оно от "гонимых", насколько ближе теперь к "гонителям".
Вот в чем должен состоять мученический подвиг нынешних христиан: хранить евангельский идеал, беречь себя, свою душу от "соблазна силы и преуспеяния", не поддаваться "духу времени", чтобы от всего сердца присоединиться к молению Церкви за "Всех гонимых и страждущих за Святую Веру Православную".

Инок Всеволод (Филипьев)
Джорданвилль

Текст "Обращения" епископа Диомида
http://www.russian-inok.org/page.php?page=tema/0307tema3

Иеромонах Серафим (Роуз), "Исповеднический подвиг Бориса Талантова"
http://www.russian-inok.org/page.php?page=tema/0307tema1
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author